НПО Лайф Новосибирск


Закон "О техническом регулировании" и производство.


"Огромная страна, неисчерпаемые богатства, необъятные просторы,
грамотное население, потенциал огромен, а живём плохо.
В чём дело? В чём причина? - Ответ также прост как и сложен.
Свою жизнь устроить не умеем, если бы умели - не маялись."

   Стабилизация экономической и общественной жизни повернула нас к вечным ценностям. Появилась возможность не только латать "прорехи", но и думать о будущем. Как сделать так чтобы завтра жилось лучше, чем сегодня?
   Несколько вводных, может быть банальных, посылок. Как известно надёжной основой для прогресса является развитие производства. Классическим является утверждение, что производственные отношения являются определяющими и новая стоимость создаётся только в производстве, во всех других сегментах общественных отношений она только перераспределяется. В этом смысле они (производственные отношения) первичны. Для успешного развития производства необходимо выполнить много условий. По сущностному признаку их можно разделить на две большие группы - технические и организационные. Условность такого деления состоит в том, что ко вторым относятся условия определяемые в основном взаимодействием людей, а к первым - условия и ограничения накладываемые объективными или природными закономерностями. В реальном процессе обязательно присутствуют те и другие, так как целью производства, по большому счёту, является "адаптация" природных закономерностей для использования в человеческих или общественных отношениях.
   Если техническая сторона относительно независима и определяется в большей своей части природными закономерностями, то организационная сильно зависит от современного состояния человеческих или общественных отношений. Влияние действующих в настоящее время общественных правил и отношений сильно влияет на эту группу. В этом смысле изменение общественных отношений сильно деформирует организационную часть производства.

   В обществе инструментом регулирования общественных отношений являются юридические нормы. Насколько адекватны юридические нормы реальным отношениям настолько и успешным будет их действие. Как известно в недавнем прошлом произошло серьёзное изменение общественных отношений и их переход на рыночные отношения. Это должно изменить отношения и в технической, производственной сфере, должны измениться юридические нормы, регламентирующие новое состояние отношений в этой сфере. Производственный или технологический аспект этих норм был введён в действие в 2003 г. под названием Федеральный закон "О техническом регулировании", который вступил в силу с 01 июля 2003 г.

   Как известно у любого закона есть "дух" и "буква". Единственное назначение "буквы" реализовать "дух" то есть то, ради чего он написан. К сожалению в производственных и технологических кругах "дух" закона не получил соответствующего отклика. По-видимому это связано с необходимостью правильной интерпретации сугубо юридических норм и терминов к сегодняшней реальной практике. Эта статья имеет целью начать обсуждение и дискуссию на эту тему.
   Поскольку интерпретация "буквы" - терминов это занятие юристов, то по-видимому целесообразно начать с "духа" - смысла.

   Как известно в до-перестроечное время в стране отношения в производстве определялись большим числом различных постановлений. По большому счёту их задачей было регламентировать все стороны производственной жизни, как, впрочем, и любой другой в то время. Модель "производственного" общества можно себе представить как супер - компанию с вертикально интегрированной структурой. В такой компании вся деятельность строго регламентировалась сверху, со стороны правительства и государства. В странах же с рыночными отношениями государство регламентировало только некоторые внутрифирменные отношения, а в большей степени внешние, межфирменные отношения. Эта форма оказалась более адекватной для развития производства, дала большие возможности для его развития, что, в конечном счёте, и определило "желание" общества перейти на рыночные отношения и у нас в стране. Но, как известно, "желания" совершенно не достаточно, необходимы соответствующие изменения, в том числе и структурные, которые, по всей видимости, и должен стимулировать в производственно - технологической области закон "О техническом регулировании" в том числе. Другими словами с помощью этого закона в производственно - технологической области узакониваются отношения характерные для рыночного производства. Как известно доминантой рыночных отношений является тезис, что не производство обслуживает государство, а государство обслуживает производство, предоставляя ему абсолютную свободу в рамках естественных, простых и понятных обществу ограничений. Отсюда и универсальный тезис - "что не запрещено - то разрешено". Отсюда же не разрешительный, а уведомительный принцип. Можно попытаться в русле "духа" проанализировать некоторые положения Федерального закона "О техническом регулировании"...

   Процитируем некоторые из положений.

   Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании.

  • Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
  • Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
  • Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

   Статья 5 касается оборонной продукции.

   Другими словами большинство обязательных норм переходят в разряд рекомендательных.
   При прочтении статей закона возникает вопрос, естественный для россиянина и не естественный для иностранца - рыночника. Кратко его можно сформулировать следующим образом. Как же строить производство, если практически ничего не регламентируется? Ответ может быть по - видимому один. Наше представление, что государство и есть общество - ошибочно. Государство через данный закон в значительной степени уходит из производственной деятельности, оставляя его в компетенции общества и, следовательно, общественных в прямом понимании этого слова отношений. А естественные, реально существующие потребности общества удовлетворяются через товары производимые в свободно созданных производствах. Только естественные товарно-денежные отношения стимулируют этот производственный процесс.
   Простой и кажущийся естественным ответ влечёт за собой множество вопросов во всех сферах производственной и около производственной сферы. В основном они вызваны нерыночным построением всего нашего производственного комплекса в прошлом. Один из первостепенных вопросов состоит в том, что раз юридически производственная сфера не регулируется, то каким образом сложнейшие производственные внутри- фирменные и межфирменные отношения приводятся к общественно- полезному консенсусу? Ответ можно поискать у давнишних рыночников. Для внутри фирменных производственных отношений и снаружи и внутри - рынок. Снаружи жестокий рынок, который в организационном плане "убивает" тех, кто ему не соответствует. Внутри - рынок консультантов, посредников, партнёров которые могут стать помощниками, если субъект этого процесса сам в состоянии стать надёжным партнёром.

   Не менее интересен ответ на вопрос о межфирменных общественных отношениях. Ареной таких отношений часто выступают различные ассоциации и союзы, создающиеся, чаще всего по профессиональному принципу. Вся полнота сложных профессиональных отношений, которые по тем или иным причинам не разрешаются или которые не могут быть разрешены на двусторонней основе переносятся на уровень ассоциаций, клубов или иных общественных организаций создающихся на естественной, добровольной основе.
   Большая часть закона посвящена тому, как обеспечить во всё усложняющейся производственной деятельности с усиливающейся тенденцией в разделении труда единство и унификацию технических решений в рамках ухода государства от решения собственно технических и технологических проблем. Решением этой проблемы переведено в русло принятия и действия так называемых "технических регламентов".
   технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
   Здесь государство оставило за собой регулирование организационной, правовой стороны этих проблем. Содержательную же часть отдало обществу.
   Интересна в этой связи трансформация роли надзорных государственных органов.

   Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

  • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
  • В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

   Отсюда следует, что государство не контролирует производственные процессы. Контролю подвергается только продукция и только в сфере её обращения, то есть использования. Следует понимать, что при производстве, например, проектов не является обязательным их согласование в государственных органах.
   В этой связи роль формальных, государственных органов заметно снижается. На смену им должны прийти мобильные устроенные по профессиональному принципу организации, которые скорее всего должны учреждаются добровольно субъектами производственной и хозяйственной деятельности в силу их общественной и технологической необходимости.
   Однако столь коренное изменение требует времени. Жизнь в том числе и производственная течёт непрерывно. С этой целью в законе оговорены переходные положения.

   Статья 46. Переходные положения.

   Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

   Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации.




опубликовано в сборнике НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ,
"Сибирская ассоциация инженеров по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха,
теплоснабжению и строительной теплофизике (АВОК Сибирь)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ
под редакцией доктора технических наук В. И. Костина,
Новосибирск 2005.

Байтингер Н. М. Директор ЗАО НПО "Лайф Новосибирск"



Россия, 630058, г. Новосибирск
ул. Русская, 41
ЗАО НПО "Лайф Новосибирск"

Телефон: (383) 
306-62-28
Телефон/Факс: (383) 306-62-28
E-mail: life@online.nsk.su