НПО Лайф Новосибирск


Реализация модели "энерго-эффективное" здание в российских условиях.


"Снабжение и сбыт" № 2, 2004 г.

Байтингер Николай Михайлович, директор ЗАО НПО "Лайф Новосибирск".

Произведённую энергию необходимо эффективно (без потерь) доставить до потребителя и эффективно использовать. Для тепловой энергии проблема транспортирования в общем смысле понятна - нужны соответствующие трубы с соответствующей теплоизоляцией. Проблема же эффективного (оптимального) потребления менее очевидна, однако не менее актуальна. Решение задачи оптимального потребления тепловой энергии осложняется спецификой водяного отопления, где нужно одновременно решать проблемы гидродинамики (протекания жидкости по сосудам) и теплотехники, теплообмена и теплопередачи. Помимо этого, сложность заключается еще и в том, что вода, как теплоноситель, в отличие от потока электрической энергии курсирует не только от производителя к потребителю, но и в обратном направлении. Другими словами, чтобы получить энерго- эффективное теплоснабжение нужно выполнить много условий, в том числе и условия, которые накладывает на параметры возвращаемого теплоносителя (воды) ТЭЦ.

Однако, к настоящему времени для реализации энерго-эффективного здания в России силами нескольких поколений ученых и инженеров созданы хорошие предпосылки. Дело в том, что практически все крупные города в составе производителей энергии имеют станции, работающие по схеме ТЭЦ, на которых одновременно решается проблема производства электрической и тепловой энергии. Кроме того, природные ограничения, накладываемые на работу тепловой машины, которая на ТЭЦ вырабатывает электричество, таковы, что часть тепла, отработанного при выработке электричества, пришлось бы в любом случае выбросить в так называемый "холодильник". Роль "холодильника" для тепловой машины-ТЭЦ играет система теплоснабжения близлежащего района (города) и градирня самой ТЭЦ.

Таким образом, наиболее перспективным для России является упор на централизованное теплоснабжение с источниками, работающими по схеме ТЭЦ. При этом транспортная система, безусловно, должна выполнять функции транспортирования без потерь энергии к потребителям, а в технологической связке "источник-потребитель" ведущим звеном в осуществлении регулирования должен являться потребитель (абонент), а ведомым - производитель (источник). Из этого следует, что с целью достижения оптимальных условий для потребителя и минимизации издержек необходимо перейти к схеме качественно-количественного и количественного регулирования.

В этой связи хотелось бы остановится на реализованном варианте оптимального теплопотребления, известного в кругах специалистов под названием СОТ - "Система оптимального теплопотребления" для вновь вводимых объектов и "Система оптимизации теплопотребления" для объектов реконструируемых. Следует отметить, что оптимальное (или эффективное) теплопотребление не ограничивается решением проблем тепловой автоматики, но входит в неё как часть. Другими частями СОТ являются управление теплопотреблением объекта, соблюдение технологических ограничений на параметры обратного теплоносителя (возвращаемой воды), извлечения дополнительной энергии из возвращаемого теплоносителя, более эффективного использования энергии на объекте теплопотребления, и, наконец, учёта потреблённой энергии. При том очевидно, что сама по себе установка приборов учета ещё не является самостоятельным энергосберегающим мероприятием, но является его предпосылкой и необходимым элементом.

Словом, СОТ - это гибкое управление, автоматизация теплообменных процессов и эффективное использование энергии. Для этого она оснащена современными микропроцессорными устройствами, программным обеспечением, средствами передачи информации и связи, необходимыми исполнительными механизмами и арматурой. Она представляет собой комплекс взаимно увязанных решений, реализующих задачу оптимального теплопотребления.

Сейчас всё больше входит в обращение термин и концепция "Интеллектуальное здание", который, как представляется, точно отражает суть проблем, вокруг которых наиболее интенсивно работает инженерная мысль. Для зданий на территории России он объективно дополняется, или точнее, включает в себя и понятие энерго- эффективного здания. Современное здание в рамках этой концепции представляется как объект, в котором люди пребывают заметную часть жизни. С точки зрения инженерных коммуникаций здания возрастающая его функциональность приводит ко все более сложной и громоздкой их конфигурации. Идея же "интеллектуального здания" состоит в том, чтобы используя открывшиеся в последнее время возможности по обработке и передаче информации, а также возможности управленческих технологий, использовать комплексно для реализации "интенсивного" варианта инженерного обеспечения здания. СОТ - это подготовленный участок инженерных коммуникаций для такого "Интеллектуального здания". Попытка практической реализации этой концепции на примере СОТ предпринята новосибирской фирмой "Лайф".

Особое внимание хотелось бы обратить на прорывные, с точки зрения технических решений, аспекты СОТ. Здесь имеется в виду, прежде всего, технологический участок, который получил название "диспетчеризация". Так объект, на котором смонтирована СОТ, может быть увиден как Web- сервер. Это значит, что не затрачивая на первом этапе дополнительных средств можно надёжно получать информацию с объекта, в том числе и в режиме on- line, используя стандартное программное обеспечение, которое установлено на компьютере для работы в интернате. Ещё одной особенностью диспетчерской системы является возможность использования различных каналов связи для реализации Web- технологий, в том числе и сотовую городскую связь.

Не безынтересен и экономический аспект внедрения СОТ на практике для отдельного здания: даже в варианте реконструируемой тепловой системы, где наиболее чувствительными являются величина затрат для СОТ средний срок окупаемости редко превышает 2 года.



Россия, 630058, г. Новосибирск
ул. Русская, 41
ЗАО НПО "Лайф Новосибирск"

Телефон: (383) 
306-62-28
Телефон/Факс: (383) 306-62-28
E-mail: life@online.nsk.su