статья опубликована в журнале ОВВ май 2008г.
Байтингер Николай Михайлович. Директор ЗАО НПО "Лайф Новосибирск"
Безусловно, что строительная отрасль,
как и всё наше общество находится в переходной стадии, где для каждого
сегмента рынка или каждой страны существуют свои нюансы развития.
Однако специфика того или иного общества или его этапа не может
отменить фундаментальные закономерности. И любой переходный период
должен иметь целью не удаления от фундаментальных рыночных условий, а
приближение к ним. В этой связи как иллюстрация приложения общих
рассуждений к конкретной ситуации в строительстве в связи с
поставленными задачами увеличения темпов развития можно
проанализировать некоторые тенденции.
Одним из характерных высказывание
фактических противников развития рынка в строительстве является
высказывание г-на Е.Фёдорова, депутата Госдумы, что лицензирование
строительной деятельности необходимо продлить на неопределенный срок,
так как "альтернативы действующему государственному механизму
регулирования строительной деятельности пока нет." В этом вырождении,
приведённом дословно сосредоточены почти все широко распространённые
заблуждения относительно возможных путей развития производства вообще и
строительства в частности. Во - первых, из нашего недавнего
исторического опыта очевидно, что попытка государства регулировать и
приводит к нерыночному характеру производства, к "рынку производителей"
со всеми известными отрицательными последствиями, в том числе высоким
ценам и низкому качеству. Во - вторых. Нам всем именно из-за нашего
исторического опыта кажется очевидным, что именно государство должно
определить сколько чего какого качества должно быть произведено. Но
опыт обществ с рыночными механизмами как раз и подтверждает, что все
параметры товара в конечном счёте должен определять потребитель путём
свободного его приобретения, а производители "борются за своего
покупателя путём предоставления ему (покупателю) товаров и услуг со всё
более лучшим соотношением "цена/качество". Задача же государства помочь
реализации этого механизма.
Если попробовать предложить некоторые
конкретные шаги, то они могут в общих чертах следующими. Первое -
необходимо, безусловно наложить "табу" на любые действия, которые не
приближают производство, в том числе и строительное, к стандартным
рыночным отношениям. При всей, иногда кажущейся целесообразности
нерыночных отношений такие рассуждения "от лукавого". Как говорит опыт,
в этом случае в конце концов нас ждёт фиаско. Второе. Общество через
государство должно помочь потребителям сорганизоваться для реализации
возможностей отстаивания своих прав. В концептуальной постановке
безусловным оценщиком производителей должен быть реальный потребитель
на рыночном поле. Только при реальной продаже с торгом находится
количественный компромисс между жгучим желанием продать как можно
дороже и столь же жгучей потребностью купить как можно дешевле. Форма
этого акта не так важна - микро рынок, супермаркет, агентство по
недвижимости, интернет - главное чтобы эта безусловная функция не была
нивелирована. И здесь не нужны никакие функциональные посредники между
продавцом и потребителем. Технические могут быть - оптовики,
супермаркеты торговые сети, агентства по недвижимости и т.д. Но
функционально потребитель должен иметь контакт только с производителем
без посредников. Это к тому, что окончательным оценщиком параметра
"цена/качество" функционально выступает только потребитель, а не какие
- то СРО. Если не реализовать этот принцип любые СРО быстро договорятся
между собой за счёт потребителя. И в реализации этой функции необходима
помощь потребителю со стороны общества через государственные структуры,
так как потребители чаще всего разобщены, а крупное производство имеет
значительные возможности по нарушению законных прав потребителей.
Поэтому усиление роли обществ защиты прав потребителей,
просветительская работа государства и самих СОР среди потребителей,
законодательные инициативы в этом направлении, безусловное выполнение
уже принятых законов в том числе Федерального закона "О техническом
регулировании", разъяснение его положений и открытая дискуссия на эту
тему - это безусловно шаг к рынку. И как только такое, внешне
элементарное и по сути естественное состояние реализуется начнут расти
как грибы после дождя как сами СРО так и интенсивность исполнения
функций для них предназначенных , таких например, как выроботка
соответствующих технических регламентов и т.д. как это происходило и
происходит естественным образом у других.
Конечно необходимо понять, что
вследствие определённого менталитета, вызванного историческими
причинами нашего общества, которое длительное время строилось "сверху"
полное копирование процессов становления рынка как у старых
"рыночников" не целесообразно. Очевидно, что используя опыт
первопроходцев процесс можно значительно оптимизировать, и роль в этом
государства как катализатора таких процессов в нашем случае незаменима.
В этом смысле вступление в силу ФЗ "О СРО" является симптоматичным и
безусловно шагом в правильном направлении ускоряющем процесс внедрения
рынка в производственно технологическую сферу. Но необходимо ещё раз
обратить внимание, чтобы за деревьями мы не потеряли из поля зрения
весь лес и при реализации механизмов не выхолостили суть. Именно
поэтому крайне опасна попытка на практике игнорировать некоторые
положения Федерального закона "О техническом регулировании", который,
по сути дал ясный и чёткий ответ как должно происходить реформирование
производственной сферы и сформулировал вектор возможных изменений
именно в сторону цивилизованного рынка. И необходимо законодательно
усилить контроль за реализацией действующих положений этого закона.
Ещё одно широко распространённое
заблуждение. "Вначале надо создать и развить саморегулируемые
организации (СРО) а затем отменить лицензирование." Во первых
необходимо констатировать, что лицензирующие органы реальной
ответственности за качество работ практически не несут при
схоластическом декларировании такой ответственности. Пример - все имели
лицензии, но Аквапарк в Москве упал. И наоборот института
лицензирования в Америке нет, а небоскрёбы, построенные в начале 20-го
века стоят до сих пор. С другой стороны в ФЗ "О техническом
регулировании" в статье 2 "Основные понятия" отсутствует понятие
"лицензирование". При этом в статье 1 "Сфера применения настоящего
Федерального закона" строительство как вид деятельности присутствует. В
этой связи прекращение лицензирования в строительстве не только
назревшая, но и единственно возможная законная мера.
В свете подписания президентом ФЗ "О
СРО" необходимо понимать, что реальное существование и бурное развитие
СРО в России возможно когда "дух" этого закона проникнет в
производственную среду. Можно схоластически рассуждать о роли СРО, но
если в реальном производстве государство наконец даёт ясный сигнал, что
не только улучшение качества работы, а сама возможность работы на этом
сегменте рынка больше не должна зависеть от чиновников, в том числе и
из лицензионного комитета. И роль, как раньше говорили "прогрессивной
общественности" в данном случае общественности технологической состоит
в том чтобы всеми силами и возможностями проводить эту идею в жизнь.
Публичная дискуссия на эту тему является одним из действенных
инструментов в реализации этого процесса. Одним из дополнительных
доводов в пропаганде этих идей является широко известная в "узких
кругах" коррупционная ёмкость услуг по лицензированию И чем дольше
будет существовать институт лицензирования как совершенно нерыночный
инструмент тем дольше консервируется не развитие рыночных инструментов,
в том числе и СРО. Более того. Саморегулируемые организации в
"рыночных" странах развились как естественная необходимость в решении
множества проблем в первую очередь технологического характера. Дело в
том что одним из результатов рыночного развития производства является
заметное разделение труда. Даже гиганты, например автомобилестроения,
окружены сотнями и тысячами средних и мелких предприятий, это с одной
стороны. С другой стороны при рынке непрерывное совершенствование
технологий приводит к необходимости с одной стороны информационного
сопровождения а с другой стороны унификации и стандартизации как самой
информации так и продукции. В результате возникает насущная потребность
взаимной увязки множества технических и технологических параметров
продукции поставляемой производителями друг другу и конечным
потребителям. Другими словами процесс стандартизации является
необходимой предпосылкой успешного развития производства, сокращения
издержек и т.д. В этих условиях меж- фирменные сообщества, в нашем
случае СРО являются абсолютно необходимым элементом в этом процессе. И
они возникают не только и не столько как элемент государственной
политики, а как абсолютная естественная необходимость производства. Как
иллюстрация этого можно привести пример того, что при всей мощи
государства в СССР унификация и стандартизация не смогла достигнуть
того уровня, какого она достигла в некоммунистических странах с
рыночной экономикой. Более того, в новых технологических областях,
таких например как производство современных материалов,
микропроцессорной техники, информационных технологиях и т. д. и т.п. и
сегодня непрерывно возникают всё новые и новые технические стандарты в
огромных количествах причём в первую очередь в классических рыночных
экономиках как естественный элемент развития технологий, а не как
приказ с верху или по решению парламентов.
И в этой связи хотелось бы отметить
очередное заблуждение относительно ГОСТов СНиПов. Почему то мы все как
хорошие исполнители, а точнее "рабы" впали в истерику по поводу якобы
их отмены. На самом деле их никто не отменял. Их исполнение стало
свободным и не обязательным в том смысле, что государство за их
исполнением в карательным плане следить не будет. Более того, надо
понимать, что у такого инерционного инструмента есть не только
положительные но и отрицательные стороны, например консервация
устаревших технологий. Сейчас всё заметнее возрастание темпа
технологического обновления всего технологического цикла, в том числе и
в строительстве, особенно его инженерных систем и в этой ситуации
совсем не очевидно является ли положительным "замораживание" той или
иной технологического решения и связанных с ним требований. Но это
совсем не означает, что грамотные и добросовестные специалисты не
должны или не могут пользоваться СНиПами и СП, их совершенствовать и
развивать. В этом смысле наоборот у этого процесса сняты формальные
ограничения. Ни кто не запрещает и в дальнейшем пользоваться
нормативной и методической документацией если в этом есть
необходимость. Более того субъекты этой деятельности свободны в
оформлении новаций в виде стандартов предприятия и аналогичных подобных
документов, проводить просветительскую работу по внедрению нового,
выходить с инициативой, в том числе и законодательной по внесению таких
новаций в технические регламенты и т.п. Главное развязать руки у
производителей, чтобы они реально почувствовали, что их успехи
определяются главным образом на рынке и что такая работа им необходима
и она улучшит их бизнес. И сам собой отпадёт предмет разговоров о не
посильности разработки технических регламентов и неподъемных затратах
на их разработку.
Все эти примеры приведены лишь для того,
чтобы проиллюстрировать простую мысль. Для возникновения СРО и их
бурного развития требуется в первую очередь реальный ранок, а
сохранение института лицензирования сильно его ограничивает.
|